Отоларингология

К статьям /

Одонтогенный гайморит — симптомы, причины, лечение

Отоларингология

В лор-практике бывают случаи, когда пациент приходит к оториноларингологу с жалобами на сильную заложенность в носу и гноетечение из полости носа. При этом у пациента повышенная температура тела и головные боли. Но лор-врач, осмотрев больного, отправляет его на приём к стоматологу. «Почему?», — удивитесь вы. Потому что в этом случае мы имеем дело с одонтогенным гайморитом.

Гайморит — это разновидность синусита. Развитие гайморита одонтогенной природы не связано с простудными заболеваниями или ОРВИ. Основная причина недуга — больные зубы. Сначала имеет место развитие воспалительного заболевания зуба, после воспалительный процесс с верхней челюсти выходит за пределы ротовой полости и локализуется в гайморовой пазухе.

К подобному состоянию нельзя относиться попустительски. Вовремя обнаруженные симптомы и диагностика, проведённая грамотным лор-врачом, позволят своевременно диагностировать зубной гайморит и избежать серьёзных осложнений.

Что такое гайморовы пазухи

Гайморовы пазухи (их также называют верхнечелюстными) — это особые полости по обеим сторонам носа, заполненные воздухом. Каждая полость соединена с носовым проходом маленькими отверстиями — соустьями. Полости покрыты слизистой оболочкой. Функция слизи — задерживать в ней бактерии и вредные частицы, а затем выводить их из организма посредством тех самых соустий. При возникновении отёка выводное отверстие сильно сужается, в результате чего слизь вместе с вредными частицами и бактериями не может выйти наружу и застаивается. В это время больной начинает испытывать распирающие боли в области щек — так начинается воспаление верхнечелюстной пазухи. Лечением верхнечелюстной пазухи нельзя пренебрегать, поскольку бездействие может спровоцировать тяжёлые последствия вплоть до сепсиса и менингита.

Классический гайморит может быть двусторонним, когда поражаются обе пазухи. При одонтогенной форме воспалительный процесс запускается в той пазухе, с какой стороны расположен больной зуб.

Виды одонтогенного воспаления

Болезнь начинается с серозной формы. Для неё характерны отёчность слизистой оболочки, заложенность носа, расширение капилляров, усиленная выработка секрета. Отёчность тканей приводит к сужению соустий, слизистые массы не находят выхода наружу и слизь с патогенным содержимым скапливается в пазухе. Так серозное воспаление переходит в гнойное.

Также выделяют острую форму протекания заболевания и хроническую. Хронический одонтогенный гайморит возникает из-за неправильного лечения острого. Хронический одонтогенный гайморит протекает годами, обостряясь во время снижения иммунитета или при попадании инфекции.

Виды одонтогенного воспаления
Одонтогенный гайморит диагностируется врачом-оториноларингологом, а лечением занимаются два специалиста: врач-стоматолог и оториноларинголог.

Причины возникновения одонтогенного гайморита

Понять, почему возникает острый одонтогенный гайморит очень легко — достаточно обратиться к анатомии. Если посмотреть на строение черепа, то можно увидеть: 5, 6 и 7 зубы верхней челюсти расположены очень близко к гайморовой пазухе. Бывают случаи, что эти зубы даже заходят в её полость. Инфекция, находящаяся в зубе, легко истончает и без того небольшое расстояние между зубом и стенкой пазухи и беспрепятственно проникает внутрь, таким образом запуская воспалительный процесс.

Причины возникновения одонтогенного гайморита

Развитие в острой форме происходит в силу следующих причин:

• Неправильная гигиена полости рта. Самая частая причина заболевания — это пренебрежение элементарными правилами ухода за ротовой полостью: неправильная и нерегулярная чистка зубов, затягивание визита к стоматологу, когда есть проблемы с зубами. В особой группе риска те пациенты, у кого диагностирована запущенная форма кариеса с развивающимся некрозом зубного нерва.
• После удаления зуба. Попадание инфекции после удаления зуба связано с образованием свища — небольшого канала, через который инфекция попадает в гайморову пазуху. Это происходит в случае, когда корни больного зуба входили в гайморову полость.
• Неправильно установленная пломба. К сожалению, бывают случаи, когда развитию воспаления способствуют неумелые действия недостаточно квалифицированных стоматологов. Часть пломбы может попасть в пазуху, и она тут же будет воспринята организмом, как инородная частица, и запустится воспалительный процесс. Если после посещения зубного врача у вас начался насморк, нужно проконсультироваться с оториноларингологом.
• Заболевания ротовой полости. Кариес, болезни дёсен, пародонтоз, наличие кист — все те болезни, при которых на слизистой оболочке полости рта находится очаг инфекции.
• Сниженный иммунитет. Снижение иммунитета приводит к активности бактерий, которые постоянно находятся в ротовой полости.

Симптомы заболевания

Симптоматика болезни схожа с классическим воспалением гайморовых пазух. Только высококвалифицированный оториноларинголог сможет отличить одонтогенный синусит от обычного.

Признаками одонтогенного гайморита являются:

• постоянная заложенность носа;
• гнойные выделения из носа с характерным запахом;
• возникновение запаха из ротовой полости больного;
• болевые ощущения в области щёк под глазами;
• острая зубная боль в верхней челюсти;
• повышенная температура тела.

Также к симптомам относится общее ухудшение самочувствия, не проходящее чувство усталости, проблемы со сном.
Специфическими симптомами одонтогенного гайморита гнойной формы являются болевые ощущения при лёгком надавливании на одну из щёк или при небольшом постукивании по зубам, расположенным в области воспалённой пазухи.

Хронический одонтогенный синусит проявляется дискомфортом в области поражённой пазухи. В целом больной чувствует себя удовлетворительно, пока не наступает период обострения.

Диагностика и лечение

Лечение воспалённой верхнечелюстной пазухи, как и любого другого заболевания, начинается с диагностики и определения причин, приведших к воспалительному процессу. Одонтогенный гайморит — коварное заболевание, которое необходимо лечить под контролем врача — оториноларинголога. Он выявит точную причину болезни и расскажет, как лечить недуг.

Диагностика начинается с осмотра пазух. Для выявления и лечения больного зуба, вызвавшего воспаление, пациента направляют на рентгенологическое исследование, а в особо тяжёлых случаях на компьютерную томографию.
Эффективное лечение состоит из нескольких этапов. Традиционно, первый этап лечения заключается в устранении причины нагноения. Если первопричина заболевания — проблемный зуб, то на начальном этапе болезнь лечится удалением зуба. Проводится удаление в стоматологии — прежде чем удалить зуб, нужно со всей ответственностью подойти к выбору клиники, поскольку неопытный врач может только усугубить ситуацию.

Если мы имеем дело с перфорацией гайморовой пазухи и проникновением в неё, например, части материала для пломбирования зуба — в этом случае показано хирургическое лечение. Операция проводится с целью удаления из пазухи инородного тела и последующим устранением места дефекта.

Если гайморит без перфорации, чтобы высвободить из пазухи гнойный массы, проводится пункция (прокол) верхнечелюстной пазухи.

Устрание симптомов заключается в приёме антибактериальных препаратов, промываниях носовой полости, использовании сосудосуживающих капель, а также проведении физиопроцедур.

Высококвалифицированный лор-врач, современное оборудование и гибкая ценовая политика — вот три составляющих успеха нашей клиники.

Если вы столкнулись с проблемой гайморита, не затягивайте с визитом к врачу!

Будьте здоровы!